ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ ЗА I КВАРТАЛ 2018 ГОДА
17 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ

ЗА I КВАРТАЛ 2018 ГОДА

 

  1. В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

В первом квартале 2018 года рассмотрено 4 жалобы на действия организаторов торгов в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, - две жалобы признаны обоснованными и выдано одно предписание об аннулировании торгов одна жалоба признана необоснованной и одна жалоба была отозвана заявителем.

В Управление поступила жалоба гражданина на действия организатора торгов администраций муниципального образования «Энемское городское поселение» при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка. По результатам рассмотрения жалобы было принято решение признать жалобу обоснованной в части не размещения в составе извещения сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения передаваемого земельного участка, что нарушает положения части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса. В связи с принятием администрацией муниципальных образований «Энемское городское поселение» Постановления №49 от 14.03.2018 «Об отмене проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка», Комиссия Управления решила предписание об аннулировании торгов не выдавать.

По жалобе гражданина на действия организатора торгов администрации муниципального образования «Тахтаумкайский район» при проведении аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи предложений о цене имущества по продаже транспортного средства, наименование – легковой автомобиль решением Комиссии Управления жалоба признана необоснованной в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Одна жалоба возвращена на основании части 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с отзывом Заявителем жалобы и отсутствием правовых оснований у Управления для ее рассмотрения.

Также на действия Филиала «Радиовещательный передающий центр Республики Адыгея» поступила жалоба ООО «Супертехнологии» о правомерности действий при проведении запроса предложений на производство работ «Установка охранной сигнализации на весь комплекс помещений объекта, реконструкция пожарной сигнализации. Критериями оценки и сопоставления заявок участников не был определен порядок оценки участников запроса предложений в интервале ниже начальной максимальной цены контракта от 9,01 до 9,9%, а также от 2,01 до 2,9%. Предложенная начальная максимальная цена контракта победителем оценке по критерию цена не подлежала. По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Управление принято решение о признании жалобы обоснованной и выдачи организатору торгов предписания об аннулировании торгов. Предписание исполнено в установленные сроки.

В первом квартале 2018 года в Управление поступило 31 жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Из них 7 обращений граждан в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» по вопросам необоснованного отказа в заключении договора энергоснабжения, 2 обращения в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» по вопросу повышения платы за электроснабжение, 1 обращение в отношении ПАО «Кубаньэнерго» по вопросу переноса прибора учета, 1 обращение в отношении ПАО «Кубаньэнерго» по вопросу бездействия по восстановлению электроснабжения перенаправлены в Роспотребнадзор в связи с тем, что рассмотрение жалоб физических лиц о признаках нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части действия (бездействия) субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление их интересов, в настоящее время не относится к компетенции антимонопольных органов.

Управлением также рассмотрены следующие жалобы, по которым принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства:

- Жалоба индивидуального предпринимателя в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по вопросу правомерности произведенного расчета за потребленный газ;

- Жалоба гражданина в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по вопросу необоснованного начисления платы за неиспользованный газ;

- Обращение гражданки в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп» по вопросу уклонения от поставки газа;

- Жалоба гражданки в отношении ООО «Зенит» по вопросу правомерности повышения тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов;

- Обращение АМО «Хатукайское сельское поселение» в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» по вопросу соответствия договора энергоснабжения требованиям действующего законодательства;

- Жалоба ДНТ «Приречный» по вопросу ограничения поставки электрической энергии;

- Жалоба гражданина в отношении Адыгейской Республиканской общественной организации охотников и рыболовов по вопросу наложения ограничений на осуществление охоты;

- Жалоба гражданина в отношении ПАО «Кубаньэнерго» по вопросу неосуществления мероприятий по технологическому присоединению;

- Жалоба гражданина по вопросу ограничения поставки электроэнергии в связи с обрывом линий электропередач;
- Жалоба председателя Президиума Межрегиональной общественной организации садоводов «Южный сад», по вопросу наличия в действиях в том числе филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея;

- Жалоба Индивидуального предпринимателя в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Майкоп» по вопросу распространения недостоверных сведений.

Одно заявление гражданки по вопросу правомерности установленных тарифов на пригородный поезд «Ласточка» проходящий на территории двух субъектов Российской Федерации перенаправлено в ФАС России по подведомственности.

В Управление из ФАС России поступило заявление гражданина перенаправленное из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по вопросу нарушения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Адыгея. По результатам рассмотрения заявления в отношении АО АТЭК выдано предупреждение о прекращении действий выразившихся в навязывании невыгодных условий договора и прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами условий путем внесения изменений в проект договора и договора заключенные с собственниками помещений в многоквартирных домах с непосредственным управлением и жилых домах г.Майкопа в части включения нормативных параметров качества поставляемых коммунальных ресурсов и мер ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение данных параметров предусмотренных действующим законодательством.

Рассмотрены три обращения администраций муниципальных образований «Яблоновское городское поселение», «Тахтамукайский район», «Майкопский район» о включении в реестр недобросовестных участников аукционов по предоставлению права аренды земельных участков. По двум обращениям приняты решения о включении в реестр недобросовестных участников аукциона по одному обращение отозвано организатором торгов как ошибочно направленное.

По результатам рассмотрения заявления ООО Сириус о наличии в действиях некоторых участников электронного аукциона «Поставка сахара белого кристаллического категории не ниже ТС2» для нужд заказчика Управление Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея признаков нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено и рассмотрено дело в отношении семи физических лиц, двух индивидуальных предпринимателей и одного юридического лица дело по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах при поставке продуктов питания в лечебные, образовательные учреждения Краснодарского края и Республики Адыгея. В настоящее время готовятся материалы к возбуждению дел об административных правонарушениях.

По результатам направленного поручения заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Цариковского о проведении проверки наличия в действиях участников торгов на поставку питания в дома-интернаты Республики Адыгея было возбуждено и рассмотрено дело в отношении ИП Абреговой Л.К. и ИП Пафовой Б.А. по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах. По результатам рассмотренного дело в отношении индивидуальных предпринимателей возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ и наложены штрафы в размере по 20000 рублей, которые оплачены в установленные сроки.

По заявлению ИП Виноградова В.В. в отношении ООО «Майкопская ТЭЦ» возбуждено дело признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов потребителя путем неправомерного составления акта о без учётном потреблении электроэнергии.

По заявлению ИП Шугушева Ш.З. в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» возбуждено дело признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов потребителя по правомерности проведения проверки и составления акта о без учётном потреблении электроэнергии.

В настоящее время рассмотрение указанных дел приостановлено на основании рассмотрения судом другого дела, имеющего значение для рассмотрения указанных дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В первом квартале 2018 года было возбуждено 4 дела об административном правонарушении. Из них по статье 7.32.4 (нарушения порядка проведения торгов) 2 дела, по статье 14.32 (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий) По результатам рассмотрения, которых вынесено четыре постановлении о наложении штрафа на общую сумму 46000 рублей. Оплачено более 300000 рублей по ранее наложенным штрафам.

 

 

II. Контроль соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»

Адыгейским УФАС России во 1-ом квартале 2018 года поступило 5 заявлений о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

3 из них касались нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы). По результатам их рассмотрения возбуждено 1 дело по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, которое в настоящее время находится в стадии рассмотрения.

2 заявления были перенаправлены из Прокуратуры г. Майкопа.

Из них: по 1-му заявлению (Заявитель ПАО «Кубаньэнерго» - жалоба на размещение в сети интернет электросчетчиков с пультами управления позволяющими искажать реальный объем потребленной электроэнергии в меньшую сторону. По мнению заявителя подобные рекламные сообщения побуждают к совершению противоправных действий, что является нарушением п.1 ч.4 ст.5 Закона о рекламе). Принято решение об отказе в возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, поскольку Согласно позиции ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании и т.п.

- по 2-му заявлению (Заявитель физ. Лицо - жалоба на ООО «Трамплин» которое размещало недостоверную информацию о сдаче мест отдыха в наем) в настоящее время дело возбуждено по признакам нарушения п.3 ч.3 статьи 5 Закона о рекламе (несоответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течении определенного срока).

Кроме того, по информации поступившей из прокуратуры Тахтамукайского района о проведении исполнения законодательства регулирующего строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан, из которой следует, что входе мониторинга СМИ интернет ресурсов выявлены объявления размещаемые Жилищно-строительным кооперативом Дружный» (ИНН 0107032301) о строительстве в а. Новая Адыгея по ул. Майкопская 5 двух многоквартирных домов. Такая реклама распространялась и непосредственно на месте строительства. При этом установлено, что разрешение на строительство ЖСК «Дружный» не выдавалось.

В результате: возбуждено дело в отношении ЖСК «Дружный» по признакам нарушения части 9 статьи 28 Закона о рекламе, которая запрещает рекламу связанную с привлечением денежных средств граждан на строительство без соответствующего разрешения. Данное дело находится в стадии рассмотрения.

К административной ответственности в 1-ом квартале привлечено 1 должностное лицо (ИП Анучина Н.А.- главный редактор газеты «Про Вас») по части 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (в данном случае индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам) в размере от 4000 до 20000 рублей. Наложен минимальный штраф в размере 4000 рубле, который оплачен в полном объеме.

 

  1. Контроль соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

В первом квартале 2018 года в Адыгейское УФАС России поступили 37 жалоб, из которых 10 отозваны, 2 возвращены в связи с тем, что были поданы с нарушением установленных законом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), рассмотрены 25 жалоб из них 11 признаны обоснованными, 14 – необоснованными

По итогам внеплановых проверок, проведенных в ходе рассмотрения жалоб в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, Комиссией УФАС выявлено 59 нарушения Закона о закупках, а также установлено, что из числа проверенных закупок 13 осуществлены с нарушениями закона, в связи с чем было выдано 12 предписаний об устранении нарушений закона заказчикам, комиссиям, операторам электронных площадок в целях устранения выявленных нарушений Закона о закупках, которые были исполнены в установленные сроки.

Анализ жалоб, поступивших во 1 квартале 2018 года, показал, что основными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допускаемыми заказчиками, являются нарушения порядка описания предмета закупки, указание отдельных положений документации торгов с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, в т.ч. в редакции Закона о закупках, утратившей силу, установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

 

Проведение внеплановых проверок

 

Комиссией УФАС в 1 квартале в результате проведения 15 внеплановых проверок выявлено 226 нарушений Закона о закупках, в основном выявленные нарушения касаются размещения информации об исполнении контрактов в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) в реестре контрактов, а также размещения в ЕИС отчетов об исполнении контрактов.

Внеплановые проверки были осуществлены по поручению органов прокуратуры Республики Адыгея в части своевременного размещения сведений о контрактах в ЕИС.

 

 

 

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 

В 1 квартале 2018 года Адыгейским УФАС России по итогам рассмотрения 73 дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере закупок, выдано 64 постановления об административных наказаниях, при этом сумма штрафов, подлежащих взысканию, составила 775 тыс. руб., а взыскано 257 тыс. руб. (с учетом оплаты штрафов, постановления по которым вынесены в 4 квартале 2017 года).

9 возбужденных дел об административных правонарушениях прекращены производством, 6 из которых в связи с малозначительностью совершенных правонарушений.

Из 64 постановлений об административных правонарушениях:

-23 постановления вынесены по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением должностными лицами заказчиков документации закупок, содержащей нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (штраф в каждом таком случае наложен в размере трех тысяч рублей);

- 15 постановлений по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с несвоевременным размещением сведений об исполненных контрактах в реестре контрактов в ЕИС (штраф наложен на каждое должностное лицо в размере 15000 рублей);

-6 – по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок участников закупок (в связи с отказом в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках (наложены штрафы на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, всего 90 000 руб. на 6 должностных лиц);

-4 - по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ – в связи с установлением требований к участникам закупок, не предусмотренных Законом о закупках (наложены штрафы на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, всего 41 000 руб. на 4 должностных лица);

-19 постановлений вынесено на основании части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в связи несвоевременным представлением в реестр контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестры контрактов (наложены штрафы на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей на каждое должностное лицо, всего 380 000 рублей);

- 1 постановление вынесено в отношении должностного лица по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (наложен штраф на должностное лиц в размере 25 000 рублей, при этом КоАП РФ предусмотрена санкция - 50 000 рублей);

- 1 постановление по части 3 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с не размещением должностным лицом заказчика, в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (наложен штраф на должностное лицо в размере 25 000 рублей, КОАП РФ предусмотрен штраф в размере 50 000 руб.

 

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

В 1 квартале 2018 года поступили 2 обращения заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков на основании осуществленного ими одностороннего отказа от исполнения контрактов в связи с существенными нарушениями поставщиками условий контрактов, при этом заказчикам отказано в удовлетворении обращений о включении сведений о поставщиках в РНП. Записей о поставщиках, включенных по решению Комиссии Адыгейского УФАС России по контролю в сфере закупок.

 

 

 

В 1 квартале Адыгейским УФАС России осуществлялся мониторинг цен:

- на автомобильный бензин и дизельное топливо;

- сжиженные углеводородные газы.

- отпускных цен на некоторые виды продовольственных товаров.

В 1 квартале были проведены анализы рынков розничной электрической энергии (мощности); конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории МО «Город Майкоп».

Начато обследование конкурентной среды на мелкооптовом и розничном рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива.

В рамках Стандарта развития конкуренции, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольной политики, повышение эффективности защиты конкуренции и защиты прав потребителей в регионе и во исполнение Указа Главы Республики Адыгея от 16.12.2015г. № 180 «О некоторых мерах по внедрению стандарта развития конкуренции в Республике Адыгея», Адыгейское УФАС России регулярно направляет информацию по результатам анализов товарных рынков Республики Адыгея и антимонопольного контроля в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.

Наверх