Доклад по правоприменительной практике Адыгейского УФАС России за II квартал 2018 года
15 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

 

ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ

ЗА II КВАРТАЛ 2018 ГОДА

 

  1. В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

Во втором квартале 2018 года рассмотрено 18 жалоб на действия организаторов торгов в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, - две жалобы признаны несоответствующими и возвращены заявителям, 15 жалоб были признаны обоснованными, по 13 из них были выданы предписания, и одна жалоба была отозвана заявителем.

В Управление поступили 9 аналогичных жалоб ДСУ «Благоустройство» на действия организатора торгов Некоммерческой организации «Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» при проведении открытого аукциона в электронной форме, в части отсутствия в аукционной документации, а также в проекте контракта информации по уполномоченному финансовому органу, который ведет реестр по заключенным договорам. Все 9 жалоб признаны обоснованными в части.

Некоммерческой организации «Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» выдано предписание об устранении выявленных несоответствий путем внесения изменений в проект договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В Управление поступили документы и сведения для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций, поданных в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615. В связи с выявлением предоставления недостоверных сведений для заключения договора о проведении капитального ремонта. По результатам рассмотрения указанных сведений, комиссия Управления решила включить информацию о ООО ДСУ «Благоустройство» в реестр недобросовестных организаций

Во втором квартале 2018 года в Управление поступило 46 жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Из них 5 обращений граждан в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» по вопросам нарушения сроков выдачи проекта договора и технических условий, одно обращение по факту отказа в принятии заявки на технологическое присоединение – оставлена без рассмотрения, в связи с несоответствием.

Обращение юридического лица в отношении ПАО «Кубаньэнерго» по вопросу навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения, по которому принято решение об отказе, в связи с отзывом заявления, и разрешения разногласий между заявителем и сетевой организацией.

Обращение АМО «Яблоновское городское поселение» в отношении ПАО «Кубаньэнерго» по вопросу качества оказания услуг по электроснабжению, по которому принято решение об отказе, в связи с тем, что вопросы качества предоставления услуг не отнесены к компетенции антимонопольных органов и решаются в рамках условий заключенных договоров.

4 обращения граждан в отношении ООО «Майкопская ТЭЦ» по вопросу ненаравления проектов договора и технических условий по двум из которых приняты решения об отказе, по двум возбуждены дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о прекращении рассмотрения дел.

Два обращения юридических лиц – одно по вопросу отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединении к электрическим сетям, по которому принято решение об отказе, и одно заявление по вопросу установления монопольно высокой цены на использование опор воздушны линий электропередач для размещения оптоволоконных линий связи.

Управлением также рассмотрены следующие жалобы, по которым принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства:

- Жалоба физического лица в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по вопросу распространения недостоверных сведений со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» и редакции газеты «Майкопские Новости» относительно лиц, занимающихся коммерческой деятельностью по реализации сигнализаторов загазованности, по которой принято решение об отказе;

- Жалоба юридического лица в отношении ООО «Транс Сервис» по вопросу отказа в заключении договора на захоронение твердых коммунальных отходов, по которой принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного предпринимательства, в связи с тем, что выручка ООО «Транс Сервис» от реализации товаров за последний календарный год меньше 400 миллионов рублей, а в соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей ;

- Обращение ООО «Майкопская ТЭЦ» по ряду вопросов, в том числе, по вопросу отказа ООО «Транс Сервис» в заключении договора на утилизацию отходов, а также по вопросу оказания содействия в поиске организации для заключения такого договора.

- обращение АМО «Тахтамукайский район» о включении в реестр недобросовестных участников аукциона, в отношении победителя аукциона не заключившего договор аренды земельного участка, принято решение об отказе во включении в реестр, в связи с тем, что при рассмотрении указанного заявления, не подтвержден факт уклонения победителя аукциона от заключения договора аренды земельного участка;

- жалоба собственников помещений многоквартирного дома, в отношении ООО «Восход-Сити», по вопросам, связанным с качеством предоставления услуг по отоплению и начисления платы за предоставленную услугу. Принято решение об отказе и перенаправлении в Роспотребнадзор и жилищную инспекци, в связи с тем, что рассмотрение жалоб физических лиц, на действия хозяйствующих субъектов по вопросу ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, не относится к компетенции и полномочиям антимонопольных органов.

- обращение ООО Цит «Аверс» в отношении министерства образования Республики Адыгея, по вопросам законности заключения инвестиционного соглашения по внедрению проекта «Цифровая образовательная плавтфлрма Республики Адыгея» с ООО «Дневник.ру». По результатам рассмотрения указанного обращения возбуждено дело по признакам нарушения Министерством образования и науки Республики Адыгея статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части непроведения публичных процедур по отбору претендентов на предоставление собственных программных решений и в части неинформирования публичным образом о потребностях Министерства в заключении указанного соглашения.

- по материалам, перенаправленным их Краснодарского УФАС России о незаконном использовании символики чемпионата мира FIFA, возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Колесо», выразившегося в распространении в сети Интернет на сайте «Казино Шамбала» информации содержания «Прямые трансляции ЧМ 2018 в казино Шамбала с 14 по 15 июня», а также информации о ежедневных трансляциях футбольных матчей Чемпионата мира по футболу 2018, с использованием в текстах обозначения «ЧМ-2018» а также символики правообладателем которой является ФИФА.

- выявленное сотрудниками Управления незаконное использование символики ФИФА обществом с ограниченной ответственностью «Дружба Плюс» нарушившим требования пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции. Путем распространения рекламных листовок следующего содержания: «встреть финал чемпионата мира по футболу В НОВОМ ИНТЕРЬЕРЕ» с использованием официальной символики «FIFA world cup Russia 2018» и изображения волка «Забивака» - официального талисмана Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018. По данному факту возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и принято решение о признании нарушения, выдано предписание о прекращении нарушение требований пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции путем прекращения распространения рекламных листовок с символикой FIFA.

- обращение гражданина в отношении сетевой организации, по вопросу выставления необоснованно высокой платы за проведение работ по вводу ограничения и возобновления поставки электрической энергии.

В Управление поступило заявление ИП Дерябина О.Н. по вопросу нарушения ООО «Майкопская ТЭЦ» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям. В ходе рассмотрения указанного заявления, заявителю были выданы акты об осуществлении техприсоединения. Вместе с тем, по факту нарушения сроков осуществления техприсоединения,

В соответствии с поручением прокуратуры города Майкопа от 07.05.2018г., по обращению Долотова Н.С. поступившего из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам ненадлежащего качества горячего водоснабжения, а также действий нарушающих права потребителей, при заключении договоров на горячее водоснабжение и теплоснабжение, выразившихся в невключении в текст договоров условий, предусматривающих параметры качества предоставляемых услуг, Адыгейским УФАС России и прокуратурой города Майкопа с 14.05.2018 по 16.05.2018гг. была проведена совместная выездная проверка соответствия требованиям федерального законодательства заключенных филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» договоров с ЖСК, ТСЖ и УК.

По результатам проведенной проверки, признаков нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

 

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 

Управлением вынесено 5 постановлений об административных правонарушениях:

одно по части 1 статьи 14.9 (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления)

Одно по части 8 статьи 7.32.3,

Два по части 10 чтатьи 7.32.4

Одно по части 1 статьи 9.21

А также вынесено два протокола по части 1 статьи 20.25 (Уклонение от исполнения административного наказания)

 

II. Контроль соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»

Адыгейским УФАС России во II квартале 2018 года поступило 10 заявлений о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

7 из них касались нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы). По результатам их рассмотрения возбуждено 1 дело по признакам нарушения, которое в настоящее время находится в стадии рассмотрения.

- по 4 из таки заявлений возбуждены 4 дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, из которых 1 дело прекращено (невозможность установления лица совершившего нарушение в сроки предусмотренные для рассмотрения дела); по 1-му принято решение о признании нарушения и выдано предписание ООО «СМС Трафик», которое исполнено в установленный срок; 2 дела находятся в стадии рассмотрения.

3 заявления были перенаправлены из Прокуратуры г. Майкопа, Прокуратуры Тахтамукайского района, и Прокуратуры Республики Адыгея.

Из них: по 1-му заявлению (Заявитель гр. Чурсинова И. - жалоба по вопросу размещения на витрине магазина «Магнолия» (г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 16) бутылок с алкогольной продукцией. Принято решение об отказе в возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, поскольку согласно пункту 8 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, а также позиции ФАС России, данный Федеральный закон не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару. Таким образом, размещение производителем или продавцом алкогольной продукции на выставочных стендах непосредственно самого товара не может рассматриваться в качестве рекламы данного товара и требования Федерального закона "О рекламе" на указанную информацию не распространяются.

- по 2-му заявлению (Заявитель физ. Лицо (гр. Китыз Р.Ю.) – жалоба на размещение вывески «Аренда прицепов» непосредственно на сдаваемых в аренду прицепах, что по мнению заявителя является скрытой рекламой. Принято решение об отказе в возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, поскольку Информация о продаже или аренде с указанием номера телефона, размещенная непосредственно в месте нахождения объекта сдающегося в аренду, в том числе с помощью конструкций, является объявлением. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного объекта, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды объекта или товара и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Также во втором квартале была проведена плановая проверка АМО «Красногвардейский район» на предмет соблюдения законодательства о рекламе.

По результатам проверки нарушений в части соблюдения требований рекламного законодательства со стороны АМО «Красногвардейский район» не установлено.

Вместе с тем, были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» , согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Бездействие органа местного самоуправления – администрации МО «Красногвардейский район» выразилось в не осуществления мероприятий по выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции установленной и используемой без соответствующего разрешения, а также мероприятий по демонтажу такой рекламной конструкции в соответствии с частями 21 - 21.2 Закона о рекламе.

В результате АМОЛ «Красногвардейский район» было выдано предупреждение, которое исполнено в установленный срок.

Административные дела во 2-м квартале не возбуждались.

 

  1. Контроль соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

  • втором квартале 2018 года в Адыгейское УФАС России поступили 42 жалобы, из которых 8 отозваны заявителями, 4 возвращены в связи с тем, что были поданы с нарушением установленных законом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), рассмотрены 30 жалоб, из них 17 признаны обоснованными (в том числе частично обоснованными), 13 – необоснованными..

По итогам внеплановых проверок, проведенных в ходе рассмотрения жалоб в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, Комиссией УФАС выявлено 66 нарушений Закона о закупках, а также установлено, что из числа проверенных закупок 22 осуществлены с нарушениями закона, в связи с чем было выдано 10 предписаний об устранении нарушений закона заказчикам, комиссиям, операторам электронных площадок в целях устранения выявленных нарушений Закона о закупках, которые были исполнены в установленные сроки.

Анализ жалоб, поступивших во 2 квартале 2018 года, показал, что основными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допускаемыми заказчиками, являются нарушения порядка описания предмета закупки, указание отдельных положений документации торгов с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, в т.ч. в редакции Закона о закупках, утратившей силу.

 

Проведение проверок (плановых и внеплановых)

 

Комиссией УФАС во 2 квартале в результате проведения 15 внеплановых проверок и 1 плановой проверки выявлены 150 нарушений Закона о закупках, в основном касающихся размещения информации об исполнении контрактов в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) в реестре контрактов, а также размещения в ЕИС отчетов об исполнении контрактов.

По итогам проведенных проверок Комиссией УФАС выданы 7 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые исполнены в установленные сроки.

Внеплановые проверки были осуществлены по поручению органов прокуратуры Республики Адыгея в части своевременного размещения сведений о контрактах в ЕИС.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Во 2 квартале 2018 года Адыгейским УФАС России по итогам рассмотрения 117 дел об административных правонарушениях в сфере закупок (из которых 1 дело об административном правонарушении прекращено производством, в связи с малозначительностью), выдано 116 постановлений об административных наказаниях, при этом сумма штрафов, подлежащих взысканию, составила 1234,00 тыс. руб., а взыскано 796 тыс. руб. (с учетом оплаты штрафов, постановления по которым вынесены в 1 квартале 2018 года).

Из 116 постановлений об административных правонарушениях:

-34 постановления вынесены по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением должностными лицами заказчиков документации закупок, содержащей нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (штраф в каждом таком случае наложен в размере трех тысяч рублей, всего 102 тыс. руб.);

- 29 постановлений по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с несвоевременным размещением сведений об исполненных контрактах в реестре контрактов в ЕИС (штраф наложен на каждое должностное лицо в размере 15000 рублей, всего 435 тыс. руб.);

-7 постановлений по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка рассмотрения заявок участников закупок (в связи с отказом в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках (наложены штрафы на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, всего 35 000 руб. на 7 должностных лиц);

-3 постановления вынесено в отношении должностных лиц по части 3 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с неразмещением должностным лицом заказчика в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, наложены штрафы в размере 25 тыс. руб. на каждое должностное лицо, при этом КоАП РФ предусмотрена санкция в размере 50 тысяч рублей;

-1 - по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ – в связи с установлением требований к участникам закупок, не предусмотренных Законом о закупках (наложен штраф на должностное лицо в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, всего 5 000 руб.);

-29 постановлений вынесено на основании части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в связи несвоевременным направлением в реестр контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестры контрактов (наложены штрафы на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей на каждое должностное лицо, всего 580 000 рублей);

- 5 постановлений вынесено в отношении должностных лиц по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за отклонение заявки на участие в запросе котировок, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (наложены штрафы на должностных лиц в размере 8 400 рублей на каждого, всего 42 тыс. руб., при этом КоАП РФ предусмотрена санкция – 5 % от начальной (максимальной ) цены контракта);

- 1 постановление вынесено в отношении должностного лица по части 8 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с сокращением сроков подачи заявок на участие в определении поставщика, наложен штраф в размере тридцати тысяч рублей;

-2 постановления вынесено в отношении должностных лиц по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ, в связи с нарушением сроков заключения контракта, наложены штрафы в размере 25 тыс. руб. на каждого, при этом КоАП РФ предусмотрена санкция в размере 50 тысяч рублей;

-1 постановление вынесено в отношении должностного лица по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в связи с нарушением сроков оплаты контракта, наложен штраф на должностное лицо в размере 50 тысяч рублей.

-1 постановление вынесено в отношении должностного лица по части 6 статьи 7.32 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, наложен штраф на должностное лицо в размере 50 тысяч рублей.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Во 2 квартале 2018 года поступили 3 обращения заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков на основании осуществленного ими одностороннего отказа от исполнения контрактов в связи с существенными нарушениями поставщиками условий контрактов, при этом Комиссией УФАС по результатам рассмотрения обращений заказчиков 1 поставщик включен в РНП, а 2 заказчикам отказано в удовлетворении обращений о включении сведений о поставщиках в РНП в связи с допущенными заказчиками нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении процедуры расторжения контрактов.

Рассмотрены Комиссией УФАС также 6 обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках в РНП в связи с уклонением их от заключения контрактов, при этом Комиссией УФАС принято решение о включении 1 поставщика в РНП, а 5 заказчикам отказано в удовлетворении обращений о включении поставщиков в РНП.

Всего на 01.07.2018 года записей о поставщиках, включенных в РНП по решению Комиссии Адыгейского УФАС России по контролю в сфере закупок – 109.

 

 

 

Во II квартале Адыгейским УФАС России осуществлялся мониторинг цен:

- на автомобильный бензин и дизельное топливо;

- сжиженные углеводородные газы.

- отпускных цен на некоторые виды продовольственных товаров.

Во II квартале были проведены анализы конкурентной среды на мелкооптовом и розничном рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива.

В рамках Стандарта развития конкуренции, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольной политики, повышение эффективности защиты конкуренции и защиты прав потребителей в регионе и во исполнение Указа Главы Республики Адыгея от 16.12.2015г. № 180 «О некоторых мерах по внедрению стандарта развития конкуренции в Республике Адыгея», Адыгейское УФАС России направляет информацию по результатам анализов товарных рынков Республики Адыгея и антимонопольного контроля в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.

 

 

 

Наверх