ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ ЗА 2023 ГОД
14 декабря 2023, 14:56
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ

ЗА 2023 ГОД

 

В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

В Адыгейское УФАС России за 2023 года поступило 276 обращения и жалоб юридических и физических лиц.

По 143 заявлениям приняты решения об отказе в возбуждении дел в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства либо рассмотрены в рамках Кодекса об административных правонарушениях, а также приняты решения о перенаправлении по подведомственности в иные органы исполнительной власти, так как вопросы, указанные в заявлении, не отнесены к компетенции антимонопольных органов.

В результате рассмотрения обращений возбуждено 3 дела по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. По 2 дела принято решение о прекращении рассмотрения, а по 1 делу принято решение о признании нарушения, а также выдано предписание об устранении нарушения.

1 дело возбуждено и рассмотрено по статье 17 Закона о защите конкуренции. Предписание не выдавалось в связи с устранением нарушения до вынесения решения.

Кроме того, по результатам рассмотрения обращений выдано 6 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, из которых 5 исполнены в установленный срок, а по 1 не исполненному предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрено 9 жалоб на действия организаторов торгов в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции в части правомерности процедуры проведенных торгов и порядка заключения договоров, из которых:

1 жалоб были признаны обоснованными и выдано предписание; 8 жалоб признаны не обоснованными.

Рассмотрено 3 обращения организатора торгов по факту уклонения победителя аукциона от заключения договора аренды земельного участка для решения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.

По результатам их рассмотрения, комиссией Адыгейского УФАС России 2 физических лица и 1 юридическое лицо включены в Реестр недобросовестных участников аукционов по аренде земельных участков.

В 2023 году Адыгейским УФАС России в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, вынесено 122 постановления о наложении штрафов на общую сумму 14 070 000 рублей.

 

Рассмотренные Адыгейским УФАС России дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в 2023 году:

  1. В Управление поступило заявление нескольких хозяйствующих субъектов по вопросу правомерности ряда действий МКУ «Благоустройство» в части организации ритуальных услуг по результатам заключения контракта на оказание услуг согласно гарантированного перечня по погребению на территории муниципального образования «Город Майкоп».

Поводом для обращения в Управление послужило письмо МКУ «Благоустройство», в соответствии с которым уведомило лиц, осуществляющих свою деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг, что с 04.05.2023г. прием и регистрация заявлений на выдачу разрешения на захоронение и определение места захоронения осуществляется сотрудником МКУ «Благоустройство» по адресу г.Майкоп, ул.Калинина, 210, каб.13. Регистрация заявлений, принятых от граждан иными службами с 04.05.2023, производится не будет.

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях МКУ «Благоустройство», Управлением в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции МКУ «Благоустройство» было выдано предупреждение.

Выданное предупреждение МКУ «Благоустройство» исполнено не было, в связи с чем Управлением было принято решение о возбуждении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Адыгейского УФАС России посчитала действия МКУ «Благоустройство» по направлению подобных писем в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке ритуальных услуг, влечет за собой ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг и содержат состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, было вынесено решение о признании нарушения, выдано соответствующее предписание, законность которых в настоящее время рассматриваются в Арбитражном Суде Республики Адыгея.

 

  1. В Адыгейское УФАС России из прокуратуры Республики Адыгея поступили материалы проверки соблюдения администрацией МО «Город Адыгейск» требований земельного законодательства.

Проведя анализ представленной информации и информации, содержащейся на официальном сайте http://torgi.gov.ru, установлено, что администрацией МО «Город Адыгейск» размещено извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка расположенного г. Адыгейске, с видом разрешенного использования «для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции».

Распоряжением главы МО «Город Адыгейск» от 20.02.2021 №50 утвержден перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в который были включены вышеуказанные участки.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в указанные перечни не включаются земельные участки, в отношении которых отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).

Вид разрешенного использования по указанным земельным участкам предполагает под собой строительство зданий, сооружений и соответственно подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако в извещениях о проведении торгов сведения о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не содержались.

Таким образом, при отсутствии сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения данные участки не подлежали включению в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

При таких обстоятельствах, в действиях администрации МО «Город Адыгейск» при организации и проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка установлен факт нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

  1. В Адыгейское УФАС России поступили жалобы нескольких хозяйствующих субъектов на действия ООО «ЭкоЦентр» - регионального оператора по обращению с ТКО в части не соблюдения обязанностей по вывозу далее – ТКО.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела №001/01/10-662/2023 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела Адыгеским УФАС России был проведен антализ товарного рынка по обращению с ТКО, в результатае чего установлено доминирующее положение ООО «ЭкоЦентр».

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 физические и юридические лица не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Региональный оператор в свою очередь обязан, принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям.

Действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и нарушили запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Также необходимо отметить следующее:

В 2023 году отмечается незначительное уменьшение количества жалоб физических и юридических лиц в отношении сетевой организации ПАО «Россети Кубань» на нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

Так за 2023 год в Адыгейское УФАС России поступило 111 заявлений в отношении ПАО «Россети Кубань» по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части определения стоимости присоединения.

Для справки в 2022 году подобных заявлений было всего 120.

По итогам рассмотрения заявлений, касающихся нарушения правил технологического присоединения, Адыгейским УФАС России возбуждено 102 дела об административных правонарушениях по статье 9.21. КоАП РФ. Вынесено 16 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 10200000 (десять миллионов двести тысяч) рублей.

Несмотря на то, что все постановления обжалуются в судебном порядке следует отметить, что законность вынесенных в 2022 подтверждена Законность вынесенных в 2022 году постановлений подтверждена 45 в случаях. Однако постановлений в настоящее время 21 постановление ожидает решений судов.

На сегодняшний день только за нарушения правил технологического присоединения Управлением взыскано штрафов на сумму более 26 миллионов рублей.

 

Контроль соблюдения

Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»

 

Всего 2023 году поступило 17 заявлений о признаках нарушения законодательства о рекламе.

Нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Так, в 2023 году в Управление продолжали поступать заявления, которые касались нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы).

Всего по признакам нарушения статьи данной статьи Закона о рекламе поступило 4 заявления. Из них 2 заявления оставлены без рассмотрения по причине непредставления необходимых сведений от самих Заявителей (например: согласия на обработку персональных данных, что делает невозможным сбор информации о телефонном номере абонента от операторов мобильной связи).

Между тем, по итогам их 2 других заявлений были возбуждены дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Одной из них было прекращено, в связи с не подтверждением нарушения, поскольку в ходе рассмотрения дела были представлены согласие заявителя на получение рекламных рассылок.

Другое дело было возбуждено по признакам нарушения вышеуказанной статьи Закона о рекламе в отношении одного из известных банков.

В результате вынесено решение о признании нарушения и выдано соответствующее предписание, которое исполнено в уставленный срок.

Также банк был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

 

 

По признакам нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе, на основании заявления физического лица, в отношении крупнейшей IT компании России (как рекламораспространителя) и фармацевтической компании (как рекламодателя) возбуждено дело.

Данная норма закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

Спорная реклама не содержала предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, в связи с чем и было возбуждено дело.

По результатам рассмотрения этого дела в отношении рекламораспространителя было принято решение о признании нарушения. Предписание об устранении нарушения не выдавалось, выявленные нарушения были устранены в ходе рассмотрения дела

В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Следует также отметить что в конце 2023 года в Управление поступило 5 заявлений, в отношении АО «Альфа-Банк» о распространении в эфире телеканалов рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38–ФЗ «О рекламе», в частности с использование сочетания слов «Лучший вклад», «первый».

По итогам рассмотрения таких заявления были приняты решения об отказе в возбуждении дел, поскольку, аналогичные доводы были рассмотрены в центральном аппарате ФАС России рамках дела №08/05/28-86/2023, возбужденного по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе. Данной нормой установлен запрет на некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и такая реклама признается недобросовестной.

По результатам названного дела ФАС России вынесло решение отношении АО «Альфа банк» о признании нарушения законодательства о рекламе. Также Центральным аппаратом ФАС России выдано соответствующее предписание об устранении нарушения.

 

Всего по итогам 2023 года Адыгейским УФАС России по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено и рассмотрено 2 дела,

принято 2 решения о признании нарушения и выдано 1 предписание;

За нарушения законодательства о рекламе по статье 14.3 КоАП РФ наложено и взыскано штрафов на общую сумму 104000 (сто четыре тысячи) рублей.

 

В 2023 году Адыгейским УФАС России осуществлялся мониторинг цен:

 

- на автомобильный бензин;

- сжиженные углеводородные газы;

- на социально-значимые продукты питания;

- остатков нефтепродуктов на нефтебазах;

 

Проведены анализы рынков:

 

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке транспортировки

твердых коммунальных отходов;

- анализ по определению долей торговых сетей на территории Республики Адыгея;

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке дизельного топлива;

 

Информация по итогам анализов данных рынков, в рамках Стандарта развития конкуренции и реализации Соглашения между ФАС России и Кабинетом Министров Республики Адыгея, направлена в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.

 

III. Контроль за соблюдением Законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В 2023 году в Адыгейское УФАС России поступило 134 жалобы, из которых 6 отозваны заявителями, 17 возвращены в связи с тем, что были поданы с нарушением установленных законом требований.

Из рассмотренных жалоб, 60 признаны необоснованными, 51 обоснованными или обоснованными частично.

По итогам рассмотренных жалоб и проведенных в ходе рассмотрения жалоб внеплановых проверок, Комиссия УФАС выявила 110 нарушений Закона о контрактной системе, а также установила, что из числа проверенных закупок 54 осуществлены с нарушениями закона, в связи с чем заказчикам, уполномоченным органам, операторам электронных площадок было выдано 29 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, которые были исполнены в установленные сроки.

На закупки, осуществляемые в рамках реализации национальных проектов в Адыгейское УФАС было подано 9 жалоб. Из которых 7 были признаны обоснованными или обоснованными частично.

Анализ жалоб, поступивших в текущем году выявил ряд основных нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчиков, как то:

- нарушение статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе, в части включения в извещение о закупке требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

- нарушение части 3 статьи 14 Закона, в части некорректного установления, либо не установления запрета, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств;

- указание отдельных положений в проектах контрактов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе в редакции Закона, утратившей силу.

При проведении внеплановых проверок Инспекцией УФАС в отчетном периоде в результате проведения 131 внеплановой проверки выявлено 106 нарушений Закона о контрактной системе, выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В том числе, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, а также письма ФАС России от 13 июня 2019 года, Управлением проведено 55 внеплановых проверок вышеуказанных закупок. В 10 закупках были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Управлением проведено 1 плановая проверка, в ходе который выявлено 25 нарушений законодательства о контрактной системе.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Адыгейским УФАС России рассмотрено 242 дела об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, по которым вынесено 223 постановления об административных наказаниях, при этом сумма штрафов, подлежащих взысканию, составила 2 531 343,89.

По итогам рассмотрения 96 административных дел административные наказания в виде административного штрафа были заменены предупреждением, в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.

За нарушения Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок, в рамках реализации национальных проектов, привлечено к административной ответственности 18 должностных лиц.

В ряде случаев административные дела были возбуждены и рассмотрены по направленным в Управление материалам проверок органами прокуратуры.

Так, по Постановлениям Прокуратуры Республики Адыгея рассмотрено 1 дело.

По Постановлениям Прокуратуры города Майкопа рассмотрено 19 дел.

По Постановлениям Тахтамукайской районной прокуратуры рассмотрено 1 дело.

По Постановлениям Прокуратуры Майкопского района рассмотрено 7 дел.

Также, 9 дел об административных правонарушениях возбуждено и рассмотрено по информации и материалам, направленным органами прокуратуры.

Кроме того, Управлением возбуждено и рассмотрено 32 административных дела, по информации и материалам, направленным органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, а также иными контрольными органами в сфере закупок.

 

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

В 2023 году в Управление поступило 42 обращения заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением поставщиков от заключения контрактов, а также в связи с односторонним отказом заказчиков и поставщиков от исполнения контрактов.

Комиссией УФАС приняты решения об отказе во включении сведений о поставщиках в Реестр по 30 обращениям, и по 12 обращениям поставщики включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Всего по состоянию на текущую дату Реестр недобросовестных поставщиков содержит 30 записей о поставщиках, включенных в Реестр по решению комиссии Адыгейского УФАС России.

 

Наверх