ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ ЗА 2022 ГОД
14 декабря 2022, 16:15
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

 

ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

 ПРАКТИКИ АДЫГЕЙСКОГО УФАС РОССИИ

ЗА 2022 ГОД

 

 

         В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

В Адыгейское УФАС России за 2022 года поступило 273 обращения и жалоб юридических и физических лиц.

В результате рассмотрения обращений возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. По 1 делу принято решение о прекращении рассмотрения. Одно дело по статье 17 Закона о защите конкуренции. Выдано 4 предписания.

Кроме того, по результатам рассмотрения обращений выдано 14 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства из которых 11 исполнены в установленный срок по двум не исполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства одно предупреждение находится в стадии обжалования.

Рассмотрено 14 жалоб на действия организаторов торгов в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции в части правомерности процедуры проведенных торгов и порядка заключения договоров, из которых:

5 жалоб были признаны обоснованными и по 4-м были выданы предписания; 3 жалобы признаны необосноваными.6 жалоб были отозваны заявителем.

По 108 заявлениям приняты решения об отказе в возбуждении дел в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства либо рассмотрены в рамках Кодекса об административных правонарушениях, а также приняты решения о перенаправлении по подведомственности в иные органы исполнительной власти, так как вопросы, указанные в заявлении, не отнесены к компетенции антимонопольных органов л

В 2022 году Адыгейским УФАС России в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, вынесено 93 постановления о наложении штрафов на общую сумму 45 225 484,03 рублей.

 

Рассмотренные Адыгейским УФАС России дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году:

   

  1. В Адыгейское УФАС России поступила жалоба ООО «Оргтехсервис» по вопросу правомерности действий ООО «Майкопская ТЭЦ», в части установления монопольно высокой цены использования 1 опоры линии электропередач при подвесе волоконно-оптического кабеля.

      В ходе рассмотрения дела комиссией Адыгейского УФАС России было установлено, что тарифы, установленные приказом ООО «Майкопская ТЭЦ» за предоставление в аренду 1 опоры линии электропередач для подвеса волоконно-оптического кабеля, превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не отвечают требованиям к порядку их формирования, являются экономически необоснованными. То есть, цена указанной услуги является монопольно высокой ценой товара.

            На основании изложенного, Комиссией Адыгейского УФАС России был сделан вывод о наличии в действиях ООО «Майкопская ТЭЦ» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

            По результатам рассмотрения дела, ООО «Майкопская ТЭЦ» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованной стоимости услуг по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, соответствующей сумме необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли. Предписание было исполнено в установленные сроки.

            2. В Адыгейское УФАС России поступила жалоба физического лица по вопросу правомерности действий администрации муниципального образования «Город Адыгейск» при проведении торгов по продаже муниципального имущества: «Нежилое помещение, общей площадью 37,3 кв.м» в части не допуска представителя на участие в аукционе.

  Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия отказала данному физическому лицу в праве участвовать в аукционе как представителю участника и в соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии указала, что представитель участника подавший заявку на участие в аукционе не присутствовал.

             Вместе с тем, комиссией Адыгейского УФАС России было установлено, что представленная физическим лицом доверенность содержала дату выдачи доверенности, подпись доверителя, все необходимые данные доверителя и доверенного лица, а также подробное описание полномочий, в том числе на подачу заявок на участие в аукционе, подачу ценовых предложений и др.

             Действующим законодательством не предусмотрена определенная форма доверенности, а также не установлен запрет на участие в аукционе одного представителя после подачи заявки другим представителем.

              По результатам рассмотрения дела комиссия Адыгейского УФАС России решила признать в действиях АМО «Город Адыгейск» нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части непредусмотренного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в торгах.

          В связи с заключением договора купли-продажи муниципального имущества предписание не выдавалось.

 

              3. В Адыгейское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия ПАО «Россети Кубань» в части отказа в выдаче договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с увеличением присоединенной мощности энергопринимающих устройств.

  Рассмотрев жалобу было установлено, что действия ПАО «Россети Кубань», выразившиеся в отказе в осуществлении мероприятий технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, в связи с увеличением мощности, носят признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Адыгейским УФАС России в адрес ПАО «Россети Кубань» было направлено предупреждение о необходимости прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем рассмотрения заявки индивидуального предпринимателя и направления технических условий и проекта договора на присоединение энергопринимающих устройств.

        Однако предупреждение в установленные сроки исполнено не было ввиду чего было возбуждено дело.

        По результатам рассмотрения дела комиссия Адыгейского УФАС России решила признать ПАО «Россети Кубань» нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в отказе в заключении договора и направлении технических условий на технологическое присоединение, в связи с увеличением мощности энергопринимающих устройств индивидуального предпринимателя.

                На основании принятого решения ПАО «Россети Кубань» было выдано предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем рассмотрения заявки индивидуального предпринимателя и направления технических условий и проекта договора на присоединение энергопринимающих устройств заявителя. Предписание находится в стадии исполнения.

         Рассмотрен 1 запрос органа местного самоуправления о соответствии антимонопольному законодательству создания муниципального унитарного предприятия. 2 запроса органа власти Республики Адыгея о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного унитарного предприятия.

         Рассмотрено 3 обращения организатора торгов по факту уклонения победителя аукциона от заключения договора аренды земельного участка для решения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.

Следует отметить следующее:

В связи с вступлением с 01.07.2022 в силу Постановления Правительства РФ от 30 июня 2022 г. N 1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации о вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 в части определения размера платы за технологическое присоединение как в Правила №861.

В этой связи резко увеличилось количество жалоб физических и юридических лиц в отношении сетевой организации ПАО «Россети Кубань».

Так за 2022 год в Адыгейское УФАС России поступило 120 заявлений в отношении ПАО «Россети Кубань» по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части определения стоимости присоединения. 

Для справки в 2021 году подобных заявлений было всего 22.

По итогам рассмотрения заявлений, касающихся нарушения правил технологического присоединения, Адыгейским УФАС России возбуждено 102 дела об административных правонарушениях по статье 9.21. КоАП РФ. Вынесено 58 постановления о наложении штрафов на общую сумму 42 400 000 (Сорок два миллиона четыреста тысяч) рублей.

В настоящее время указанные штрафы обжалованы в Арбитражные суды Республики Адыгея и Краснодарского края.

В 2022 году Верховный суд Российской Федерации подтвердил законность принятых Адыгейским УФАС России решений в отношении хозяйствующих субъектов заключивших соглашения, которые привели к нарушению антимонопольного законодательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль соблюдения

Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»

 

Нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В 2022 году поступило 6 заявления, которые касались нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы).

По итогам их рассмотрения было возбуждено 3 дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе. В результате рассмотрения указанных дел вынесено 2 решения о признании нарушения; выдано 2 предписаний об устранении нарушения.

1 дело, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе было прекращено.

В результате рассмотрения 2 заявлений Адыгейским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, поскольку операторами связи представлены согласия заявителей на получение рекламных сообщений.

 

Нарушения статьи 19 Закона о рекламе.

В Адыгейское УФАС России поступило заявление физического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении вывески «Аптека» на фасаде балкона многоквартирного дома.

Пунктом статьи 2 Закона о рекламе установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Таким образом, вывеска «Аптека», размещенная на фасаде балкона многоквартирного дома, не подпадает под действие Закона о рекламе и рассмотрение вопроса правомерности ее размещения не отнесено к компетенции антимонопольных органов.

Решением Адыгейского УФАС России ы возбуждении дела по признакам нарушения статьи 19 Закона о рекламе было отказано.

 

Нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе

По инициативе Адыгейского УФАС России было возбуждено и рассмотрено 1 дело по признакам нарушения ч.6 ст. 5 Закона о рекламе (не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия).

Нарушение законодательства о рекламе выразились в следующем: на деревянном штендере мелом было нарисовано изображение, стилизованное под общеизвестный плакат «Родины-матери». В руке у нее вместо листа с присягой была кружка с напитком, а также слоган: «Пиво тут!». Реклама появилась в годовщину снятия блокады Ленинграда 27.01.2022.

Размещенная реклама вызвала негативный общественный резонанс, что подтверждается многочисленными публикациями в различных средствах массовой информации.

Комиссия Управления посчитала, что использование стилизованного образа «Родины-матери», в руке у которой вместо листа с присягой была кружка с напитком, в сочетании со слоганом: «Пиво тут!» нарушают общепринятые нормы морали и нравственности.

В результате его рассмотрения вынесено решение о признании нарушения без выдачи предписания.

 

Нарушения статьи 28 Закона о рекламе

В Адыгейское УФАС России поступила информация Прокуратуры города Майкопа от 27.04.2022 №1-56-2022 «О результатах проверки законодательства о рекламе объекта капитального строительства, расположенного в г. Майкопе.

Так, Прокуратурой города Майкопа проведен мониторинг сети «Интернет», в частности информации о продаже квартир, расположенном в г. Майкопе, размещенной на сайтах «Авито», «Домклик», «Циан». По мнению прокуратуры города Майкопа, информация, размещенная по вышеуказанным электронным адресам, является рекламой и содержит признаки нарушения частей 7, 8 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Вместе с тем, не относятся к рекламе однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например, www.avito.ru, www.cian.ru, и других. Сведения о товарах (услугах), размещаемых на таких сайтах, предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, соответственно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указанная позиция отражена в разъяснениях ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах Адыгейское УФАС России пришло к выводу об отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении информации о продаже квартир, размещенной на сайтах «Авито», «ДомКлик», «Циан» и отказало в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

Всего по итогам 2022 года Адыгейским УФАС России по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено и рассмотрено 4 дела, 1 из которых по собственной инициативе;

- принято 3 решения о признании нарушения;

- рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ.

 

В 2022 году Адыгейским УФАС России осуществлялся мониторинг цен:

 

- на автомобильный бензин;

- сжиженные углеводородные газы;

- на социально-значимые продукты питания;

- остатков нефтепродуктов на нефтебазах;

 

Проведены анализы рынков:

 

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке транспортировки

  твердых коммунальных отходов;

- анализ по определению долей торговых сетей на территории Республики Адыгея;

- анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке электрической энергии;

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке автомобильных

  бензинов;

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке дизельного топлива;

- анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке реализации природного газа в Республике Адыгея юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 

Информация по итогам анализов данных рынков, в рамках Стандарта развития конкуренции и реализации Соглашения между ФАС России и Кабинетом Министров Республики Адыгея, направлена в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.

 

 

 

 

 

 

 

III. Контроль за соблюдением Законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

В 2022 году в Адыгейское УФАС России поступило 122 жалобы, из которых 11 отозваны заявителями, 17 возвращены в связи с тем, что были поданы с нарушением установленных законом требований.

Из рассмотренных жалоб, 59 признаны необоснованными, 35 обоснованными или обоснованными частично.

По итогам рассмотренных жалоб и проведенных в ходе рассмотрения жалоб внеплановых проверок, Комиссия УФАС выявила 89 нарушения Закона о контрактной системе, а также установила, что из числа проверенных закупок 41 осуществлены с нарушениями закона, в связи с чем заказчикам, уполномоченным органам, операторам электронных площадок было выдано 27 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, которые были исполнены в установленные сроки.

На закупки, осуществляемые в рамках реализации национальных проектов в Адыгейское УФАС было подано 4 жалобы. Из которых одна была признана частично обоснованной.

Анализ жалоб, поступивших в текущем году выявил ряд основных нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчиков, как то:

- нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 (статьи 33) Закона о контрактной системе, в части включения в документацию о закупке требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

- нарушение части 3 статьи 14 Закона, в части некорректного установления, либо не установления запрета, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств;

- указание отдельных положений в проектах контрактов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе в редакции Закона, утратившей силу;

- размещения в составе Извещения о закупке ненадлежащего обоснования необходимости указания дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Каталогом товаров, работ, услуг.

 

При проведении внеплановых проверок Инспекцией УФАС в отчетном периоде в результате проведения 119 внеплановых проверок выявлено 116 нарушений Закона о контрактной системе, выдано 5 предписания об устранении выявленных нарушений.

В том числе, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, а также письма ФАС России от 13 июня 2019 года, Управлением проведено 58 внеплановых проверок вышеуказанных закупок. В 14 закупках были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Управлением проведено 2 плановые проверки, в ходе которых выявлено 43 нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Также, Адыгейское УФАС участвовало в шести совместных с органами прокуратуры проверках соблюдения заказчиками и уполномоченными органами требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 

Адыгейским УФАС России рассмотрено 273 дела об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, по которым вынесено 251 постановления об административных наказаниях, при этом сумма штрафов, подлежащих взысканию, составила Один миллион пятьсот семьдесят один рубль.

По итогам рассмотрения 122 административных дел административные наказания в виде административного штрафа были заменены предупреждением, в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.

За нарушения Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок, в рамках реализации национальных проектов, привлечено к административной ответственности 45 должностных лиц.

В ряде случаев административные дела были возбуждены и рассмотрены по направленным в Управление материалам проверок органами прокуратуры.

Так, по Постановлениям Прокуратуры города Майкопа  рассмотрено 10 дел.

По Постановлениям Тахтамукайской районной прокуратуры рассмотрено 1 дело.

По Постановлениям Прокуратуры Гиагинского района было рассмотрено 1 дело.

По Постановлениям Прокуратуры Майкопского района рассмотрено 8 дел.

По Постановлениям Прокуратуры Красногвардейского района рассмотрено 4 дела.

Также, 4 дела об административных правонарушениях возбуждено и рассмотрено по информации и материалам, направленным органами прокуратуры.

Кроме того, Управлением возбуждено и рассмотрено 39 административных дела, по информации и материалам, направленным органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, а также иными контрольными органами в сфере закупок.

 

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

В 2022 году в Управление поступило 52 обращения заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением поставщиков от заключения контрактов, а также в связи с односторонним отказом заказчиков и поставщиков от исполнения контрактов.

Комиссией УФАС приняты решения об отказе во включении сведений о поставщиках в Реестр по 35 обращениям, и по 17 обращениям поставщики включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Всего по состоянию на текущую дату Реестр недобросовестных поставщиков содержит 49 записей о поставщиках, включенных в Реестр по решению комиссии Адыгейского УФАС России.

 

 

 

 

Наверх