Как оградить электронные торги от недобросовестных участников?

26 августа 2019, 16:13

Законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен механизм реализации ответственности участников закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Таким механизмом является включение сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях).

Вышеуказанная санкция, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.

Кроме того, При проведении закупочного процесса заказчику следует исходить из того, что согласно статье 9 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Во избежание неблагоприятных последствий как для заказчиков, так и для участников закупок заказчика должны объективно и обоснованно установить необходимые требования к участникам закупки, требования к содержанию, составу заявки, а также к описанию объекта закупки.

Потенциальные поставщики, на этапе изучения плана графика, должны определить, когда именно заказчику понадобится конкретный товар (работа или услуги), для того, чтобы в будущем принять участие закупке и предоставить необходимую продукцию. Участнику закупки, сопоставившему нужды заказчика и собственные производственные возможности, во избежание неблагоприятных правовых последствий.

Описание объекта закупки, также должно составляться с соблюдением действующего законодательства, при этом отвечая собственным интересам Заказчика. Если Заказчик сформирует техническое задание неточно, неверно, он рискует не получить необходимую качественную продукцию в нужные сроки.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Наверх